AI TRAVEL

Хадж

пятый столп Ислама, обязательный для всех мусульман, кто имеет физические и финансовые возможности совершить это паломничество хотя бы раз в жизни.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху Всевышнему, Который предписал Своим рабам совершить Хадж один раз в жизни, сделал Умру богоугодным деянием, ниспослал Своему Посланнику суры «Хадж» и «Фуркан»!

Мир и благословение Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), который научил свою умму правильному совершению Хаджа и Умры, его семье и сподвижникам!

Да ниспошлет Аллах Свою милость нашим ученым, которые исследовали, систематизировали и разъяснили обряды Хаджа на основе Кур'ана и Сунны!
Хадж — обязательное паломничество к священным местам Мекки, которое каждый мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни, если имеет физическую и финансовую возможность.

Доказательство из Кур'ана:
"Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог."
(Сура Ал-Хадж, 22:27)

Хадис о важности Хаджа:
Пророк (ﷺ) сказал: "Тот, кто совершит хаджж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать"
(Сахих ал-Бухари, 1521; Сахих Муслим, 1350)

ИСТОРИЯ ХАДЖА

От древних истоков к современному паломничеству
История Хаджа: от Ибрахима до наших дней

Хадж – это не просто обряд, а живая история, протянувшаяся через века. Его истоки восходят к пророку Ибрахиму (мир ему), когда по велению Аллаха он вместе с сыном Пророком Исмаилом (мир ему) построил Каабу – первый дом для поклонения Единому Богу.

В Коране сказано: "Вот Мы указали Ибрахиму на место Дома..." (22:26).

"Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бакке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров". (Сура 3, аят 96). Этот аят расположен в конце первой половины суры Али Имран.

Это было начало великой традиции, которая продолжается уже более четырех тысячелетий.

Во времена джахилии, до прихода ислама, истинный смысл Хаджа был искажен. Каабу окружили сотни идолов, а ритуалы смешались с языческими обычаями. Племя Курайш, хранители Каабы, установили свои правила, запрещавшие многим людям совершать паломничество.

Но с приходом пророка Мухаммада (ﷺ) все изменилось. В 10 году по хиджре Пророк совершил свой знаменитый Прощальный Хадж, восстановив истинную суть этого великого поклонения. В день Арафата он произнес историческую проповедь, в которой провозгласил равенство всех мусульман перед Аллахом, отменил кровную месть и запретил ростовщичество. Этот момент стал поворотным в истории Хаджа.


С распространением ислама Хадж приобрел новые масштабы. Во времена Омейядов и Аббасидов были проложены первые специальные маршруты для паломников, построены системы водоснабжения. Османские султаны организовали охраняемые караванные пути из Дамаска в Мекку, защищая паломников от бедуинских нападений.
В наше время Хадж превратился в грандиозное событие, собирающее миллионы верующих со всего мира.

Современная инфраструктура Мекки – результат многовекового развития. От скромных караван-сараев прошлого до гигантской мечети аль-Харам, вмещающей сегодня 2,5 миллиона человек; от пеших переходов через пустыню до высокоскоростной железной дороги между святыми местами.


Особое место в истории Хаджа занимают испытания, через которые он прошел. В 930 году карматы похитили Черный камень (Хаджарул Асвад) , и лишь через 22 года он был возвращен на место. В 1979 году произошел трагический захват Большой мечети.

А в 2020 году мир увидел Хадж в беспрецедентных условиях пандемии, когда число паломников сократилось до 10 тысяч.
Сегодня, совершая те же обряды, что установили пророк Ибрахим (мир ему) и возродил пророк Мухаммад (ﷺ), мусульмане исполняют важнейший фарз своей религии. Каждый возглас "Лaббайк, Аллахумма, лaббайк!" - это не просто дань традиции, а исполнение прямого повеления Аллаха: "Люди обязаны перед Аллахом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь" (Кур'ан, Сура Али Имран 3:97).

Когда современный паломник обходит Каабу или стоит на Арафате, он выполняет свою обязанность (фарз) перед Создателем, следуя примеру Пророка (ﷺ).

Виды Хаджа

Основные виды Хаджа: различия и особенности

Виды Хаджа

Существует три вида Хаджа, различающихся порядком совершения обрядов

Хадж ат-Таматту (تمتع) – "Удовольствие"

Намерение: УМРА затем ХАДЖ (отдельно)
Ритуал: Умра - перерыв - Хадж
Жертвоприношение: ТРЕБУЕТСЯ
Сбривание/стрижка волос после:
Умры и после Хадже

Хадж аль-Кыран (قران) – "Совмещенный"

Намерение: УМРА и ХАДЖ (вместе)
без выхода из ихрама
Ритуал: только Хаджа (ритуалы Умра совмещаются с ритуалами Хаджа)
Жертвоприношение: ТРЕБУЕТСЯ
Сбривание/стрижка волос после: Хаджа. (нельзя стричь волосы между Умрой и Хаджем)

Хадж аль-Ифрад (إفراد) – "Одиночный"

Намерение: только ХАДЖ
Ритуал: только Хаджа
Жертвоприношение: НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Сбривание/стрижка волос после: Хаджа.
Особенность хаджа среди других видов поклонения заключается в том, что он не является обязательным для всех мусульман одновременно, а предписывается только при соблюдении определенных условий. Хадж становится обязательным (фарзом) для тех, кто имеет возможность совершить паломничество к Дому Аллаха.

Учёные (улaма) выделяют следующие условия обязательности хаджа:
  1. Быть мусульманином;
  2. Достичь совершеннолетия (балиг);
  3. Быть в здравом уме (акл);
  4. Иметь материальную и физическую возможность (иститаа);
  5. Быть здоровым;
  6. Не быть задержанным властями или лишённым свободы;
  7. Безопасность пути (отсутствие угроз для жизни и имущества);
  8. Для женщины — наличие махрама (например, отец, брат, сын, дядя).
Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, хадж не становится обязательным для человека.

Фарзы (предписанные обязательные действия) Хаджа

без которых его совершение будет недействительным

Фарз 1. Вхождение в состояние ихрама

Ихрам – это особое состояние паломника, в котором он обязан соблюдать определенные запреты, чтобы полностью посвятить себя поклонению Аллаху.
  • В шариате: Ихрам – это намерение (ният) войти в обряды Хаджа или Умры, сопровождаемое произнесением тальбии и ношением специальной одежды.
  • Символически: Это состояние полной преданности Аллаху, когда человек отказывается от мирских удовольствий ради поклонения.
ТАЛБИЯ:

لَبَّيْكَ ٱللَّٰهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لَا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ ٱلْحَمْدَ وَٱلنِّعْمَةَ لَكَ وَٱلْمُلْكَ، لَا شَرِيكَ لَكَ

«Лaббайка-ллахумма лaббайк, лaббайка ля шарика лaка лaббайк, иннал-хамда ван-ни‘мата лaка вал-мулк, лa шарика лaк»

(«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища»). Ал-Бухари, Фатхул-Бари 3/408, Муслим 2/841.

Фарз 2. Стояние на горе Арафат

Вторым предписанным элементом хаджа является стояние на Арафате в определённое время, даже если этот обряд будет совершаться недолго. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого дня Зул-хиджа и завершается с появлением утренней зари десятого дня этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж.

Фарз 3. Таваф (таваф ал ифаза)

Третьим предписанным фарзом хаджа является обход Каабы, который именуется «таваф аз-зийара» или же «таваф ал-ифаза».
Каабу следует обойти семь раз, из которых четыре являются предписанной (фарз) частью «таваф ал-ифаза», а три – обязательной «вoжиб». Кроме того, следует придерживаться установленного порядка выполнения обязательных элементов хаджа – иначе говоря, сначала войти в состояние ихрама, затем стоять на Арафате, а затем совершить обход Каабы.

Хадж будет действительным лишь при условии выполнения всех трех вышеперечисленных фарзов. Однако если паломник умрёт после стояния на Арафате и не успеет совершить обход Каабы, то его хадж будет считаться действительным, в отличие от случая, когда паломник вернётся домой, не совершив обход Каабы. В подобном случае его хадж станет действительным только после его возвращения в Мекку и совершения предписанного обхода Каабы.
Обязательные действия хаджа (вoжибы хаджа):
  1. Совершение са‘й (бег) между холмами Сафа и Марва;
  2. Ночевка в долине Муздалифа;
  3. Бросание камней (джамарат);
  4. Сбривание или укорачивание волос;
  5. Принесение жертвенного животного (для совершающих хадж киран или таматту‘).
  6. Совершение прощального обхода Каабы (таваф ал-вида);
Постановление об обязательных действиях (вoжибах):
Если паломник умышленно оставит одно из этих действий, он обязан искупить это (например, принести жертву). Если же он оставит их без уважительной причины, то в некоторых случаях обязан зарезать овцу.

1. Совершение са'и между холмами Сафа и Марва.

Согласно ханафитскому мазхабу, это действие относится к обязательным (вoжиб) действиям хаджа. Данный обряд совершается после тавафа.
Порядок выполнения са'и:
  • Между двумя холмами совершается семь переходов (от Сафа к Марве и обратно считается за один переход).
  • Начинать са'и необходимо с холма Сафа.
  • Седьмой переход завершается на холме Марва.
Особое внимание:
  • Между холмами установлены два зелёных столба с зелёными фонарями.
  • Участок между этими столбами следует проходить ускоренным шагом (мужчинам рекомендуется лёгкий бег).

2. Ночевка в Муздалифе.

После возвращения с Арафата необходимо провести некоторое время в Муздалифе.
Согласно ханафитскому мазхабу:
  • Обязательно (вoжиб) находиться в Муздалифе даже на мгновение после полуночи 10-го числа месяца Зул-хиджа.
  • Оптимальным является проведение здесь всей ночи до утреннего намаза.
Особенности:
  • В Муздалифе паломники собирают камни для предстоящего обряда бросания в Джамараты.

3. Бросание камней


  • 10 Зул-хиджа: 7 камней в большой джамарат (Акоба) после рассвета (лучше утром, но можно до заката). Ночью — макрух.
  • 11-13 Зул-хиджа: по 7 камней в 3 джамарата (итого 21) с полудня до заката.
  • Важно: размер камней — как горошина, каждый с такбиром. Соблюдать график (из-за большого числа паломников).
Важное замечание:
В связи с резко возросшим количеством паломников, правительство Саудовской Аравии ввело специальный график бросания камней для каждой страны. Это сделано для обеспечения безопасности и предотвращения давки. Паломникам настоятельно рекомендуется придерживаться установленного расписания.
Дополнительные разъяснения:
  • Камни должны быть размером с горошину.
  • Каждый камень бросается отдельно с произнесением такбира «Аллаху Акбар».
  • Паломникам рекомендуется проявлять терпение и соблюдать правила безопасности.

4. Бритьё или укорачивание волос

  • Когда: после жертвоприношения (курбана) в день праздника.
  • Предпочтительно: полное бритьё головы (для мужчин).
  • Минимальный объём: укорачивание хотя бы 1/4 волос (на длину фаланги пальца). Если волосы короче — обязательно сбрить полностью.
Особенности:
  • Пророк (ﷺ) трижды просил милости для бреющихся и один раз — для укорачивающих волосы.
  • Простое расчёсывание не засчитывается.

5. Жертвоприношение (курбан) для совершающих киран или таматту'

Для тех, кто совершает хадж киран или таматту', принесение жертвенного животного является обязательным (вoжиб) в качестве благодарности за возможность выполнить одновременно два обряда (Умру и Хадж).
Время жертвоприношения:
Начинается после бросания камней в Джамарат ал-Акоба в день праздника (10 Зул-хиджа) и продолжается до заката солнца 12 Зул-хиджа.
Место жертвоприношения:
  • Наилучшее место - Мина
  • Не допускается за пределами священной территории (Харам)
Важные моменты:
  1. Это требование относится только к совершающим киран или таматту'
  2. Животное должно соответствовать шариатским требованиям
  3. Мясо распределяется среди бедных паломников

6. Совершение прощального обхода Каабы (таваф аль-вида)

Также называется "Таваф ас-Садр".
  • Цель: Прощание с Каабой перед отъездом из Мекки.
  • Время выполнения: Непосредственно перед отъездом (последнее действие паломника в Мекке).
  • После тавафа:
  • Нельзя заниматься мирскими делами
  • Следует сразу отправиться в путь
Сунны хаджа:
  • Полное омовение (гусл) перед вступлением в ихрам.
  • Использование благовоний при надевании ихрама.
  • Произнесение тальбии ("Лаббайка") во время ихрама.
  • Приветственный обход Каабы (Таваф аль-Кудум) по прибытии в Мекку.
  • Непрерывное совершение 7 кругов во время тавафа.
  • Последовательное выполнение 7 переходов между Сафой и Марвой (са'и).
  • Совершение са'и в состоянии малого омовения (вуду).
  • Ночёвка в Мине в ночь перед Арафатом (8 Зул-хиджа).
  • Жертвоприношение (курбан) после первого бросания камней (10 Зул-хиджа).
  • Бросание камней до захода солнца (не оставлять на ночь).
  • Проведение ночей Ташрика (11-13 Зул-хиджа) в Мине.
Примечание:
Сунны – желательные действия, за которые паломник получает дополнительную награду, но их пропуск не влияет на действительность хаджа.

Дни ХАДЖА

Главные дни хаджа включают 8 Зул-хиджа (переход в Мину), 9-е (стояние на Арафате), 10-е (Курбан-байрам с обрядами), и 11-13-е (Дни Ташрик с продолжением ритуалов).
Когда совершается Хадж?
Хадж проходит в первые 10 дней месяца Зул-Хиджа (12-й месяц исламского календаря).
Главные дни:
  • 8 Зул-Хиджа – день Тарвия (паломники отправляются в Мину).
  • 9 Зул-Хиджа – день Арафат (самый важный день Хаджа).
  • 10 Зул-Хиджа – Ид ал-Адха (праздник жертвоприношения).
Хадис о дне Арафат:
Пророк (ﷺ) сказал: "Нет дня, в котором Аллах освобождает больше рабов от Огня, чем в день Арафата". (Сахих Муслим, 1348)

Ниже приведена схема маршрута и основных мест паломничества.
Далее разберем по подробнее каждый из главных дней Хаджа.
Схема маршрута и основных локаций Хаджа
8 день мецяца "Зул-Хиджа" – День Тарвия
Название: Происходит от арабского «яум ат-тарвия», или «день утоления жажды».
Что совершают:
  1. Утренний намаз в Мекке
  2. Отправление в долину Мина после восхода солнца
  3. Совершение:
  • Полуденного (зухр)
  • Послеполуденного (аср)
  • Вечернего (магриб)
  • Ночного (иша) намазов в Мине
4. Ночевка в Мине
Духовный смысл:
  • Подготовка к главному дню Хаджа
  • Воспоминание о состоянии пророка Ибрахима (а.с.), готовившегося к жертвоприношению
  • Единение с другими паломниками
Сунна Пророка (ﷺ):
"Пророк (ﷺ) в день Тарвия совершил намаз в Мине, затем отправился в Арафат" (Муслим, 1218).


9 Зул-Хиджа – День Арафат
Важность:
  • Кульминация Хаджа
  • День полного прощения грехов
  • "Хадж – это Арафат" (хадис у Абу Дауда, 1949)
Расписание:
  1. Восход солнца – выход из Мины в Арафат
  2. Стояние (вукуф) с зухра до заката
  3. Усердное дуа и поминание Аллаха
Место: Равнина Арафат у горы Милосердия (Джабаль ар-Рахма)

Что читают:
  • Такбир, тахлил, тасбих
  • Лучшая мольба: "Ла илаха илла-Ллах вахдаху ла шарика лах..."
  • Личные просьбы к Аллаху

Хадис от Пророка (ﷺ) :
"Нет дня, в котором Аллах освобождает больше рабов от Огня, чем в день Арафата" (Муслим, 1348).
10 Зул-Хиджа – Ид ал-Адха
Значение:
  • Праздник жертвоприношения
  • Воспоминание о покорности Ибрахима (а.с.)
  • Завершение основных обрядов Хаджа
Порядок действий:
После рассвета:
  • Бросание 7 камешков в большой джамрат (Акоба)
  • Произнесение такбира при каждом броске
Жертвоприношение:
  • Совершается после побивания джамарата
  • Обязательно для совершающих Хадж-Кыран и Таматту
Обривание/стрижка волос (знаменует выход из ихрама)
Таваф ал-Ифада (обязательный обход Каабы)

Духовные аспекты:
  • Проявление благодарности Аллаху
  • Помощь нуждающимся через мясо жертвенного животного
  • Радость завершения великого поклонения
Свидетельство Пророка (ﷺ):
"Величайшие дни перед Аллахом – день жертвоприношения и день тарвия" (Абу Дауд, 1765).


11-13 Зул-хиджа – Дни Ташрик:

Паломники остаются в Мине, ежедневно после полудня бросают по 7 камней в каждый из трёх джамаратов (малый, средний, большой), соблюдая последовательность.
  • Обязательно: Ночевать в Мине минимум до заката 12-го числа (для спешащих).
  • Желательно: Остаться до 13-го числа, увеличивая поклонение.
  • Запрещено: Бросать камни ночью (кроме уважительных причин).
Дополнительные сунны:
  • Произносить такбир ("Аллаху Акбар") после каждого камня.
  • Совершать дуа между бросками в малом и среднем джамаратах.
Важно: Паломники покидают Мину до заката 13-го числа, завершая хадж.
При создании данной страницы были использованы материалы и данные с сайта Islom.uz.,
а также книга Шайха Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф "Муминнинг Умр Сафари"